Быть готовым научиться
Для 7-летнего ребенка школа - это определенного рода стресс, так как он
становится взрослым, а значит, не может только играть в куклы-машинки и
отдыхать, теперь он должен носить ранец и писать что-то в тетради, а после
возвращения домой еще выполнять домашнее задание, а не только смотреть
мультфильмы. Он - первоклассник, и родители должны осознать всю
ответственность этого момента и подготовить к нему ребенка. Один из аспектов
подготовки к школе - психологический.
Психологическая готовность
Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для
освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Она
формируется у детей к семи годам путем специальных занятий. Психологи выделяют
2 аспекта психологической готовности ребенка к школе: личностная
(мотивационная) и интеллектуальная. В интеллектуальном плане у ребенка должен
быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению
социальной позиции, желание учиться. Ваш ребенок может с радостью пойти в
школу, но это не означает, что он желает учиться. Ходить в школу и учиться -
две большие разницы. Как пишет детский психолог Л.А. Венгер "Быть
готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к
школе - значит быть готовым всему этому научиться".
Необходимо выработать у ребенка ряд навыков и умений. Например, умение
преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Необходимы для школы
и аналитические навыки: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы и
обобщения. Для этого читайте с вашим дошкольником книжки, а потом просите
вкратце изложить содержание прочитанного. Это приучает ребенка анализировать
смысл книги и делает его речь связной, закрепляя в словаре новые слова. Кроме
этого, обязательны для будущего первоклассника такие качества как:
любознательность, внимание, сосредоточенность, память, усидчивость,
потребность в поиске ответов на вопросы, а также умение регулировать свое
поведение, выполнять длительное время не очень привлекательное задание. Все
эти навыки можно нарабатывать ежедневно (игры, лепка, чтение, общение).
Личностная готовность
Это потребность общаться со сверстниками и умение общаться,
способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша.
Важно создать мотивацию для ребенка, чтобы у него возникло желание учиться и
узнать что-то новое и полезное. В этом поможет рассказ родителей о школе, об
учителях, о знаниях. И, несомненно, ребенок должен быть приспособлен к
общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Ему нужно
уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать
шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться
общественным туалетом. На готовности ребенка идти в школу отражается и то,
как вы с ним общаетесь. Часто ли вы говорите: "Это я с тобой нянчусь, а
в школе с тобой никто так носиться не будет"? Или: "Опять
отвлекаешься. Вот в школе поставят тебе два по поведению, а с двоечниками
никто не дружит". Если да, то избегайте таких фраз и создавайте у
ребенка положительный образ школы. Все это необходимо ребенку, чтобы
чувствовать себя комфортно в новых условиях.
Кроме того, врачи-неврологи советуют обратить пристальное внимание на общее
состояние ребенка. Приучайте его к режиму дня. Особенно это важно для детей,
которые не ходят по какой-либо причине в садик. Пусть ребенок летом, перед
тем как пойти в первый класс, встает в 7 или 8 часов утра и обязательно
чередует отдых с занятиями. Соблюдение режима позволит первокласснику плавно
войти в режим учебы, и на один стрессовый фактор у ребенка станет меньше.
После школы ему нужно обедать, отдыхать, гулять и только потом садиться за
уроки.
Простые рекомендации
Не будет лишним перед школой обратиться к специалистам, если у вашего ребенка
есть хроническое заболевание. Если заболевания нет, то можно у педиатра
получить рекомендации по оздоровлению ребенка, а также пройти курс
витаминотерапии и курс по укреплению иммунной системы, чтобы стрессовая
нагрузка, связанная с первым классом, была меньше.
Нужно понаблюдать за ребенком в первые месяцы его школьной жизни. Возможно,
он стал агрессивным, вспыльчивым или плаксивым. Это повод задуматься о том,
какие проблемы возникли у вашего первоклашки. Если это связано с адаптацией к
новым условиям, то поможет психолог. Если же это касается того, что ребенок
не усваивает материал, не может найти контакт со сверстниками, тогда
необходимо обратиться к неврологу. А если ваш ребенок соматически ослаблен,
физически не переносит существующие нагрузки, устает или мучается головной
болью, то стоит подумать о щадящем режиме обучения, например, на дому.
Незадолго до 1 сентября следуйте простым рекомендациям. Познакомьте ребенка с
его учителем до начала занятий. Посетите его будущую классную комнату, дайте
ему посидеть за партой и все рассмотреть, чтобы обстановка не казалась
ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников.
Расскажите ребенку о расписании уроков и времени, отведенному на уроки,
перемены, обед. Спросите ребенка о его чувствах и впечатлениях от первого дня
в школе. Успокойте его волнение и скажите, что при возникновении возможных
проблем вы поможете ему их разрешить.
Таким образом, соблюдение режима, психологический настрой ребенка, забота о
его здоровье и родительская любовь очень помогут вашему ребенку, когда он
пойдет учиться в первый класс.
Ученики и ученицы
Итак, ребенок пошел в школу. И не просто ребенок, а мальчик или девочка,
первоклассник и первоклассница, со свойственными им особенностями восприятия,
мышления, речи, эмоций, с особой организацией мозга, с разными установками,
типами характера и поведения, разные по своему биологическому возрасту.
Очень это трудное дело - начать школьную жизнь. Привыкание к школе, к новому
укладу жизни, к новым требованиям называется школьной адаптацией, и у одних
детей протекает легко и быстро, а у других - труднее и долго. Кто же труднее
адаптируется к новой ситуации? Обычно это мальчики. Девочки более общительны,
контактны, легче перестраивают свои отношения, подстраиваются под ситуацию.
Мальчики при любом изменении привычной жизни страдают больше. Но вот
парадокс: сами мальчики значительно чаще, чем девочки, стремятся к новому, к
изменениям в жизни, сами изменяют ситуацию. Это они идут в походы и за
отсутствием непроходимых джунглей лезут в неизведанные дебри строек, чердаков
и подвалов.
Разные способности
Мальчики и девочки 6 - 7 лет готовы к школьному обучению весьма неодинаково.
Различия заключаются в несколько лучшей интеллектуальной и
эмоционально-личностной готовности девочек, в силу чего они, оказавшись в
начальной школе, имеют ряд преимуществ. Поэтому не случайно школьная
успешность мальчиков и девочек в первом классе также различается. В
частности, усредненная оценка успешности мальчиков по основным предметам
равняется 3,9 баллам (по традиционной 5-балльной шкале), а у девочек - 4,3
балла. Естественно, что не в пользу мальчиков различается и физиологическая
"цена", которую "платит" организм ребенка за процесс
обучения. Так, к концу обучения в первом классе утомление у мальчиков в
среднем в 6 раз выше, чем у девочек.
Школьная успешность мальчиков и девочек во многом зависит от врожденных особенностей
функциональной организации мозга. Считается, что у мальчиков дольше созревает
левое полушарие, а у девочек - правое. Девочки в целом считаются более
"речевыми", они раньше начинают говорить, а значит, и все
психические функции, которые появляются после возникновения речи, развиваются
уже на этом фоне. Им обычно легче учиться в школе, по крайней мере, в
начальной и средней. Мальчики зачастую начинают говорить несколько позже, и
до определенного возраста их психическое развитие проходит без прессинга
собственной речи. Зато у них раньше формируется специализация правого
полушария мозга по пространственно-временной ориентации.
Обращает на себя внимание еще и то обстоятельство, что у девочек отметки за
год по разным предметам отличаются незначительно, обычно не более чем на 1
балл. У мальчиков ведомости чаще пестрят полным набором из "троек",
"четверок" и "пятерок". Возможно, это связано с тем, что
мальчики болезненнее реагируют на необходимость использовать разные типы мышления,
в зависимости от предмета. А вот девочки с успехом применяют одну и ту же
тактику при изучении совершенно разного материала.
Многое зависит от темперамента
Весьма значительный вклад в школьную успешность первоклассников привносят
индивидуально-типологические особенности, в частности, всем хорошо известные
типы темперамента. Напомним, что их всего четыре: холерик, сангвиник,
флегматик и меланхолик. Так вот, больше всего проблем с получением высоких
оценок испытывают мальчики-меланхолики и девочки-холерики. По всей
вероятности, затруднения в получении высоких оценок у детей с данными типами
темперамента во многом определяются несоответствием их поведения стереотипным
представлениям о мужественности и женственности, которых придерживается
подавляющее большинство людей, в том числе и учителя. Так,
мальчики-меланхолики весьма ранимы, впечатлительны и медлительны. Им не
хватает бойкости, активности, стремления отстаивать себя и свою позицию. В
случае неудач они могут и всплакнуть. Разумеется, такое поведение
расценивается как не совсем мальчишеское и частенько осуждается не только
сверстниками, но и самим учителем.
Девочки-холерики, наоборот, слишком активны, самостоятельны, бойки,
вспыльчивы, беспокойны и непоседливы. В конфликтных ситуациях они активно
отстаивают себя, подчас с применением рукоприкладства, что совсем не радует
окружающих. Да и высидеть в течение 40 минут на одном месте для такой девочки
проблематично.
Наиболее "удачным" с точки зрения обучения в начальной школе
является сангвинический тип темперамента, особенно для мальчиков. Дети
данного типа в меру активные и живые, они весьма общительны, позитивны,
умеренно агрессивны и тревожны. Именно сангвиники доставляют учителю
начальных классов меньше всего проблем. Однако надо заметить, что, начиная
приблизительно со средней школы, тип темперамента ребенка перестает быть
одним из определяющих факторов достижения высоких оценок, и подчас
"неудобный" холерик оказывается в числе сильнейших учеников, тогда
как всех устраивающий сангвиник переходит в разряд безнадежных троечников.
Тревожность
Немалый интерес представляет и вклад в школьную успеваемость такой
психологической составляющей, как личностная тревожность ребенка. В
частности, у мальчиков средне-высокие и несколько завышенные значения
личностной тревожности оказывают стимулирующее влияние на школьную
успешность. Естественно, что если личностная тревожность слишком сильно
выражена, то хорошо учиться такой мальчик не сможет. Как говорится, все
хорошо в меру. А вот у девочек наблюдается диаметрально противоположная
картина: самые высокие оценки получают девочки, имеющие средние и несколько
сниженные индивидуальные значения личностной тревожности. Повышенные же
значения выраженности данной психологической характеристики приводят к
формированию боязни школы и школьной неуспешности. Объясняются такие различия
тем, что повышенная тревожность у мальчиков и девочек по-разному влияет,
прежде всего, на мотивационный компонент учебной деятельности. Так,
оказалось, что повышенная тревожность заставляет мальчиков всерьез
озаботиться и получаемыми оценками, и собственным соответствием статусу
школьника - практически взрослого самостоятельного человека. Естественно, что
подобные заботы весьма позитивно сказываются на качестве работы ребенка с
учебным материалом. Повышенная же тревожность у девочек отнюдь не вызывает
волнений по поводу получаемых оценок, зато вызывает серьезную обеспокоенность
межличностными взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками. Вот и
получается, что повышенное внимание таких девочек к их межличностным
взаимоотношениям с окружающими начинает мешать учебной деятельности и
приводит, в конечном итоге, к снижению школьной успешности.
Учеба и агрессивность
Рассмотрим вклад в школьную успешность еще одной весьма интересной личностной
характеристики ребенка - агрессивности. Высокий уровень агрессивности
приводит к значительному снижению школьной успешности, прежде всего у
девочек. По всей вероятности, данное явление связано с рассогласованием
высокой агрессивности, находящей свое соответствующее выражение в поведении
такого ребенка со сложившимися в обществе стереотипами женственности. У
мальчиков снижение успеваемости наблюдается только в том случае, если
индивидуальные показатели агрессивности являются очень высокими, выходя за
все разумные диапазоны. Интересно также отметить, что практическое отсутствие
агрессивности в структуре формирующейся личности ребенка также приводит к
снижению школьной успешности, что, вероятно, указывает на снижение
энергетических ресурсов организма таких детей.
Вот оказывается, какие они разные, мальчики и девочки, первоклассники и
первоклассницы. Как же им трудно, когда учитель в школе и родители дома
предлагают им одинаковые пути к знанию. А сами они еще слишком малы и слишком
плохо знают самих себя, чтобы выбирать и протаптывать собственные тропинки,
познавать мир другим способом, мыслить иначе, чем предлагает учитель.
На заметку
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим:
они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше
ровесников-мальчиков.
Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают,
по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное -
по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности
выполнения вашего задания.
Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в
быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо
заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть
ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав
ошибок.
С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип
выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо
постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным
схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых
заданий.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей,
станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
|