Что такое "школьная зрелость"?
Первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим,
старание как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя могут даже стать
причиной снижения веса ребенка. Дети очень по-разному привыкают к школе.
Одни адаптируются уже в течение первой четверти и успешно учатся
без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается
на более длительное время, нередко на весь учебный год.
ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ
ДЕТИ ИСПЫТЫВАЮТ ТРУДНОСТИ В АДАПТАЦИИ?
Одной из главных причин специалисты называют несоответствие функциональных
возможностей ребенка требованиям школы. И дело здесь не только в уровне
умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей
отмечается временное отставание в развитии других функций, которые очень важны
для успешной учебы. Более ста лет назад были предприняты попытки определить
готовность детей к обучению, или, как часто сейчас говорят, «школьную
зрелость». Это не что иное, как необходимый уровень развития ребенка, который
позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития справляться с
учебой в школе. Недостаточная «школьная зрелость» чаще всего определяется не
общим, а частичным отставанием в развитии. Прежде всего это касается психики
ребенка. Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том
случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную
информацию, имеет достаточно высокий уровень развития второй сигнальной
системы, то есть восприятия речи. Существенное значение для успешного освоения
школьной премудрости имеет развитие речи самого ребенка, отсутствие у него
дефектов звукопроизношения. Очень важны способность снижать на определенное
время высокую двигательную активность, умение сохранять рабочую позу. А для
освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти, координация
движений пальцев рук.
В ЧЕМ ПРОБЛЕМА «НЕЗРЕЛЫХ» ДЕТЕЙ?
«Незрелые» дети часто становятся неуспевающими, причем нередко отставание в
учебе растягивается на несколько лет. Но если бы «школьная незрелость»
проявлялась лишь в плохих оценках... К сожалению, у «незрелых» детей ухудшается
здоровье: они чаще болеют, у многих развивается невроз, появляется страх перед
школой и нежелание учиться. Это связано прежде всего с чрезмерным напряжением
ребенка, стремящегося выполнить требования учителя. Чтобы предотвратить такую
ситуацию, необходимо определить готовность детей к обучению еще до поступления
в школу.
Интересно, что по большинству показателей мальчики и девочки не
отличаются по уровню зрелости, за исключением одного. Девочки успешнее
выполняют тесты, требующие достаточно высокого уровня развития моторных
функций, у них, как правило, лучше координация движений пальцев рук.
Неудивительно, что в школе у девочек меньше проблем
с выполнением письменных работ, чем у мальчиков, а почерк гораздо лучше.
С КАКОГО ВОЗРАСТА ИДТИ В ШКОЛУ?
Специалисты установили, что среди детей шестилетнего возраста количество
«незрелых» весьма велико — почти половина. Год, отделяющий шестилетнего ребенка
от семилетнего, очень важен для его развития. В этот период, как правило,
происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малыша. В
возрасте 6,5 лет количество «незрелых» детей уменьшается до 23-30 процентов, а
среди семилетних оно еще ниже — 10-15 процентов.
|