10 проблем
первоклашки
С чем сталкивается школьник в первые
недели за партой
Как помочь маленькому школьнику, рассказывают детский психолог Наталья
Гришаева и директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких.
Проблема №1
Записывать
домашнее задание
Для 70 процентов первоклашек это главная школьная беда. Одни еще не умеют
писать, другие - просто невнимательные, третьи – теряются в строчках дневника.
Родителям придется тренировать деток. Учите ребенка писать списки, записки,
«напоминалки». Поручите ему, например, составить под вашу диктовку список
покупок перед походом в магазин, или попросите оставить папе записку, чтобы он
позвонил бабушке, предлагайте записывать время и название его любимых передач.
Проблема №2
Делать уроки
Договоритесь, что малыш сам выполнит часть задания, например, напишет
строчку «палочек». Подойдите – проверьте. Еще строчка – снова проверка. И с
каждым разом увеличивайте объем самостоятельной работы. Не нужно сидеть над
душой ученика и смотреть ему под руку. Но и полностью перекладывать все уроки
на первоклашку, не советую. Ему еще очень нужны ваши помощь и поддержка.
Проблема №3
Высыпаться
Сейчас как никогда важно, чтобы малыш ложился спать в 21.30, а вставал в 7
(если в школу к 8.30). Если ребенок не будет высыпаться, он будет плохо себя
чувствовать и проспит первые уроки. А утром ученику нужно время, чтобы
раскачаться. Дети не могут вставать впритык, как взрослые, хватать в зубы
бутерброд и одеваться в лифте. Будите малыша заранее и дайте время раскачаться
и спокойно собраться.
Проблема
№4
Молнии,
пуговицы, застежки, пеналы, папки, «сменка»
Малыш приходит в школу и ему нужно расстегнуть куртку, повесить ее. Потом
он приходит в класс, и ему нужно достать из портфеля все нужные вещи, а потом
убрать их на место. Первоклашки постоянно теряют свои вещи, не успевают
доставать тетрадки и ручки, страдают из-за упрямых пуговиц или сложных застежек
на пеналах и портфелях. Мамы и папы, проверьте, чтобы ребенок без труда
одевался и раздевался сам – пусть штаны и юбки будут на резинках, куртки на
кнопках, папки нужны простые, в форме конверта, без миллиона отделений, пеналы
– без красивых и сложных застежек, а самые элементарные круглые, пластиковые на
молниях. Проверьте, чтобы ручки и карандаши не рвали и не царапали бумагу.
Рассеянному школьнику не вручайте мешок со «сменкой», постарайтесь уместить
сменную обувь в портфель.
Если вы знаете, что ваш первоклашка все теряет, подписывайте его вещи.
Проблема №5
«Не хочу
больше в школу!»
Столкнувшись со сложностями на уроках, ребенок может такое заявить. И не
нужно его ругать и гнать за парту. Скажите так: «Взрослые ходят на работу, а
дети, когда им исполняется 7 лет (6 лет) все идут в школу. Теперь это твоя
работа – ходить на уроки и узнавать новое». И еще скажите, что очень гордитесь,
что у вас в семье теперь есть школьник.
Можете привести свой пример и сказать, что сами не хотели ходить в школу
первые дни, но потом вам понравилось там.
Когда ребенок приходит из школы, не спрашивайте его: «Как ты себя вел?
Никого не обижал?» Так вы только направите его мысли в ненужное русло.
Спросите: «Что нового ты узнал? Что было интересного в школе?» Удивляйтесь и
восхищайтесь, когда малыш что-то вам рассказывает: «Ты, правда, это знаешь? Ну,
надо же! А я не знал. Ты молодец!»
Проблема №6
Не
подружился с одноклассниками
Попробуйте сами подружиться с родителями других деток. Устраивайте детские
праздники, сходите с детьми в поход, в кафе, приглашайте ребят к себе в гости.
Собирайте их маленькими группками, чтобы у них была возможность подружиться. Не
ждите, что учительница будет проводить такие мероприятия, у нее и так много
дел.
Проблема №7
Учительница
меня не любит»
Возможно, ребенок думает, что все взрослые должны относиться к нему так же,
как мама. Объясните первоклашке, что учительница – это не мама, она дает знания
и хочет, чтобы ты слушал, когда она что-то рассказывает. Обязательно скажите
малышу, чтобы он вам рассказывал о своих проблемах, пообещайте, что поможете
ему.
А теперь идите к учителю, но не с претензией, а за советом. Скажите так: «Я
не педагог, а вы педагог, посоветуйте, как мне быть в этой ситуации?»
Сейчас вам нужно постараться сблизить ребенка с учительницей.
Проблема
№ 8
Ранний
подъем
Будите чадо за 20 минут до того, как ему на самом деле нужно проснуться. И
будите не тазом холодной воды, а нежными словами: тебе пора просыпаться,
солнышко, но можешь еще пять минут поваляться. Поверьте, малыш будет благодарен
вам за эти подаренные ему самые сладкие 5 минут под одеялом.
Делайте зарядку! Сначала 5 минут, потом 10, до 20 минут. Сначала движения
будут сонными, но потом организм начнет просыпаться. Зарядка должна быть
пробуждающей, никаких резких упражнений – растяжка, размять ручки-ножки, шею,
спину.
После зарядки – в душ! Это добавит бодрости и хорошего настроения!
А потом завтрак с хорошим настроением. Здорово, если вы музыку еще
какую-нибудь поставите.
Проблема №9
Не
завтракает в школе
Первое время многие ребята не могут есть в столовой. Иногда это из-за
стресса и волнений, но если стресс прошел, а малыш все еще не хочет завтракать
в школе, узнайте, все ли нормально в столовой? Может быть, детям там неудобно
сидеть, или там грязно, или невкусно… В любом случае, не переживайте, ведь уже
после 12 часов ребенок будет свободен и прекрасно пообедает дома.
Проблема №10
Туалет
Обязательно расспросите своего первоклассника об этом. Проверьте сами и,
если нужно, примите меры. В детском туалете должно быть чисто, кабинки должны
закрываться, чтобы малышам не было неудобно, должны быть туалетная бумага,
полотенца для рук и мыло. И главное – отсутствие запаха, который отпугнет
привыкших к приличным туалетам деток.
ВАЖНО
Адаптация к школе идет 2-3 месяца. В это время
ребенок может перестать есть, как обычно, плохо спать, нервничать и
капризничать, вставать утром с плачем и даже писаться. Это все из-за стресса,
сильных переживаний и нагрузок. Но если такая адаптация длится не 2 месяца, а
полгода, обратитесь к психологу.
Источник: http://www.kp.ru/daily/24351.5/539793
|