Среда, 15.05.2024, 20:47
Приветствую Вас Гость | RSS

          Персональный сайт
         Курковой Светланы Михайловны

Детям
Говорят дети...

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ЧИТАЮТ?

ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ЧИТАЮТ?

Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Все чаще на это жалуются родители и учителя. Конечно, некоторые считают, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и необходимо. Дескать, с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими способами, а время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с книгой в руках. Но такая точка зрения не только ошибочна, но и опасна. Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности.

1.Именно книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки.

2.Именно книга представляет собой объект эстетического наслаждения, превращает неизбежные в жизни часы скуки и безделья в увлекательную возможность перенестись в другие миры, в другие времена.

В чем же причина того, что наши дети и внуки лишают себя этого удовольствия? Почему о существовании «Трех мушкетеров» они узнают по фильму, а о «Двух капитанах» и «Соборе Парижской Богоматери» – по мюзиклам? А о многом другом, что заставляло нас в их возрасте забывать обо всем, они не знают вообще и никогда не смогут пересказать своим детям замысловатые сюжеты Жюля Верна, Майн Рида, Джека Лондона, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Владимира Обручева, Алексея Толстого.

Попробуем разобраться в причинах детского неприятия книги.

1.Одна из наиглавнейших причин, как ни печально это звучит, – причина семейная или педагогическая.

Немолодая мама интеллигентного вида жалуется на то, что ее одиннадцатилетний Алеша не любит читать: «За книгу не усадишь! Только если выпороть пообещаю, пару страниц прочитает кое-как», – говорит она. А на вопрос о том, часто ли сын видит родителей с книгой в руках, отвечает: «Ну, мне-то когда читать? Я на двух работах, стирка, обед надо приготовить, уроки у него проверить...»

При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и в его жизнь они войдут. И если вечером, обычно перед сном, мама присядет на полчаса пусть хоть и с любовным романом в руках, ее сынок постепенно тоже привыкнет забавлять себя чем-нибудь книжным на сон грядущий. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе. Постоянно обращаясь к книжным примерам, мы стимулируем процесс чтения. Ребенок привыкает искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут, не поддадутся сиюминутному настроению.

2.Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, но все чаще учителя слышат в качестве главной причины неприготовленного задания по литературе слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно оформленные фолианты, полные собрания сочинений – большая редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.

В одной молодой семье недавно родился второй ребенок. Старший Дима учится в шестом классе. Проблемы с чтением настолько серьезны, что мальчик стал отставать по математике – раньше мама читала ему условия задач, а теперь ей некогда. Диме наняли репетитора, чтобы он научил его читать не по слогам. Дома в секретере стоит десятка два книг. Среди них большую часть занимают детективы в мягких переплетах, несколько справочников, книги с дарственными надписями, видимо, подаренные родителям Димы. Мама скептически ознакомилась со списком книг, которые репетитор предложила купить для Димы или хотя бы взять в библиотеке. Где находится ближайшая библиотека, мама не знает, а на покупку нет лишних денег – много расходов в связи с рождением малышки. Мама уверена, что существует какой-то другой путь приобщения ее ребенка к чтению. Вряд ли...

3.К сожалению, в наше время почти исчезла традиция семейного вечернего чтения. Не сыграли ли здесь роковую роль телевизор и занятость родителей, работающих по 20 часов в сутки? Наверное, есть и объективные причины, объясняющие это явление. Но все же главный фактор, как всегда, – человеческий. Когда-то мы приучали своих малышей пользоваться ложкой, ходить на горшок, чистить зубы. И находили для этого и время, и силы, и терпение. Приучать ребенка к книге тоже следует с малолетства. Яркая красивая книжка должна занимать свое, самое почетное, место среди его игрушек. А часы, проведенные за чтением с мамой или бабушкой, – самыми счастливыми часами детства. Но родители не должны пропустить тот момент, когда книга из их рук перекочует в руки ребенка, то есть когда он начнет не только ушами, но и глазами следить за приключениями героев. Этот переход происходит в возрасте 7–8 лет, а если он затянулся, то и 15-летнему мама читает вслух «Войну и мир», потому что слушать и запоминать гораздо легче, чем читать самому. Приобщить ребенка к самостоятельному чтению художественной литературы не менее важно, чем научить его соблюдать правила личной гигиены.

4.Молодой папа, менеджер в рекламном агентстве, очень гордится восьмилетней дочкой Машей: откладывая в сторону сказки и приключения, девочка с интересом читает только словари и справочники. У нее богатый словарный запас, в разговоре она может порассуждать и о том, что такое декадентство, и о том, что такое логарифмы и дедукция. Но Маша никак не может прокомментировать события, описанные в «Королевстве Кривых Зеркал», она затрудняется объяснить, как девочка Суок из «Трех толстяков» могла занять место куклы наследника Тутти. Папа только улыбается, не понимая, что интерес Маши к справочной литературе объясняется вовсе не высоким уровнем ее интеллекта, а несформированностью логико-грамматических отношений (девочка, кстати, уверена, что брат отца и отец брата это одно и то же лицо), в результате чего смысл художественного текста от Маши ускользает. В словарях же все просто и ясно, образность описания в научной речи отсутствует, а это облегчает для Маши понимание.

Чтение – сложнейший процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна из зон «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. Чтение из наслаждения превращается в жуткое наказание. Ребенок напряженно складывает буквы в слова, но не понимает сути и смысла. Поэтому и пересказ текста не удается или в нем появляются какие-то новые герои и повороты сюжета, то есть образ либо отсутствует совсем, либо искажается. Если ребенок мало играл в раннем детстве, если палочка для него никогда не превращалась в лопатку или в лошадку – значит, его фантазия не развита в достаточной степени. А какое удовольствие от чтения можно получить, не представляя себя на месте Руслана, летящего на бороде Черномора, на месте Ассоли, ждущей своего капитана Грея, на месте девочки Элли, идущей по дороге, вымощенной желтым кирпичом? Хорошее воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Причем чтение и фантазирование – вещи, не просто связанные друг с другом, а взаимовлияющие. Воображение прекрасно развивается с помощью рисования, а рисование под чтение – один из способов приобщения ребенка к книге. Как помочь ребенку, который и хотел бы, да не может читать нормально в силу нейропсихологических причин, вам ответит специалист-нейропсихолог, если вы не поленитесь сходить к нему на консультацию. Но и в этом случае без книги вам не обойтись. Чем красивее внешне и интереснее по содержанию будет эта книга, тем больше у вас шансов на успех.

5.А иногда бывает и так: родители – книголюбы со стажем, дома – книги, книги и книги. А ребенок читать не хочет и ни на какие уговоры не поддается: не интересны ему ни Винни-Пухи с Бармалеями, ни хоббиты с мумми-троллями. Значит, причину надо искать глубже. Медленный темп чтения может быть обусловлен разного рода психологическими причинами.

Как правило,

а) такие дети плохо пишут,

б) путают буквы,

в) с трудом составляют предложения,

г) не могут выбрать верное окончание в словосочетании.

Несформированность образа буквы (когда между б и д, например, особой разницы не видно) приводит к тому, что процесс чтения становится просто невозможным, от ребенка ускользает смысл читаемого, потому что он не в состоянии уяснить смысл каждого конкретного слова. Если механическое складывание слогов как-то ребенком освоено, то понять суть прочитанного он все равно не может.

А теперь о пересказе. Следует полностью исключить простой пересказ, когда мы просим ребенка близко к тексту по памяти воспроизвести содержание. Запоминание текста в этом случае достигается путем многократных прослушиваний или прочтений и пересказа (сначала по частям, а потом и в целом). Если этому упорно учить, то мы можем сильно затормозить процесс развития мышления ребенка. Ребенок должен научиться пересказывать, но другим способом – начиная с осмысления содержания текста.

1.Любой текст состоит из абзацев. Каждый абзац оформляет часть текста, представляющую собой законченную мысль.

 2.Прочитав абзац, ребенок не должен его пересказывать, а должен своими словами одним предложением сказать, о чем шла речь. Сделать это отнюдь не просто. Сначала нужно научить ребенка обсуждать содержание, выделять главную мысль и только потом пытаться её коротко и более четко сформулировать. Если текст состоит, например, из пяти абзацев, то в результате такой работы будет выделена его внутренняя смысловая структура или составлен план из пяти пунктов

.3. Только после этого можно переходить к пересказу, но не с начала и не подряд всего текста, как делается обычно. Пересказывать следует вразбивку, например, пусть ребенок расскажет четвертый пункт плана, потом первый, и т.д.

Такой пересказ необходим для того, чтобы ребенок ориентировался в первую очередь на смысл прочитанного, чтобы развивалось его мышление, а не память. В результате такой работы ребенок научится подходить к любому тексту аналитически, выделять его внутреннюю смысловую структуру и логику. Главное же, что его обучение в целом станет более осмысленным, и понятийное мышление ребенка, которое не рождается само по себе, а лишь формируется в процессе обучения, будет эффективно развиваться.

Что же можно сделать, чтобы книга стала добрым другом, помощником, советчиком для ребенка?

*       Даже у самого маленького ребенка книга должна ассоциироваться с самыми приятными вещами – мамиными руками, ее теплом, ее улыбкой. Если малыш почувствует, что книга – это удовольствие, то, повзрослев, он сам потянется к ней.

*       Собирайте домашнюю библиотеку. Пусть она будет и не очень большой, но не случайной. Ведь это просто здорово, когда книга имеет свою историю. Иногда стимулом для чтения может стать ваш рассказ о том, при каких обстоятельствах книга была приобретена, как она попала в ваш дом, у кого побывала до того, как заняла свое место на вашей полке. Не разменивайтесь на мелочи – собирайте те книги, которые прошли проверку временем, вошли в золотой фонд. И помните: когда у вас появятся внуки, история этих книг только удлинится, а их ценность повысится.

*       Не пренебрегайте чтением вслух. Используйте этот прием хотя бы в терапевтических целях, например, когда ваш малыш заболел. Стремитесь к тому, чтобы ваше чтение переросло в самостоятельное чтение ребенка. Сначала можно читать по очереди, хотя бы и через строчку, но постепенно отдавать инициативу малышу, не забывая хвалить его за выразительность и артистизм. Попросите читать для себя или для бабушки. А может, ваша кошка или попугай окажутся большими любителями слушать сказки? На первых порах ребенок тоже должен читать только вслух, это выработает навык и поможет вам установить, как он понимает прочитанное.

*       Если вы почувствуете, что прочитанное вами неверно понимается или не понято совсем, потренируйте ребенка на пословицах и поговорках. Пусть объяснит их смысл. Почитайте ему басни, но без морали – полезнее будет ему самому сформулировать ее.

*       Когда вы читаете, просите ребенка рисовать. Это пробудит его воображение, научит слушать внимательнее, быть усидчивее. Только не забывайте все время хвалить!

*       Если ученик начальной школы читает совсем плохо, используйте кассеты с записями. Сейчас в продаже можно найти практически любое классическое произведение, прочитанное профессиональным актером или чтецом. Вначале ребенок будет только слушать, но потом подскажите ему следить за читаемым по книге. Вы сами не заметите, как скорость чтения и понимание возрастут, а ребенок постепенно втянется в процесс и полюбит то, что стало легким и понятным. Нам известен случай, когда слепая мама именно таким образом приучила к чтению своего зрячего сына.

         Чтобы школьная литература не вызывала скуку, предваряйте программу. Вы всегда можете заранее рассказать что-то интересное и необычное про авторов, чьи произведения еще только будут изучаться, познакомить с веселыми и увлекательными страницами их непрограммных книг, сходить на спектакли по этим произведениям. Тогда восприятие обязательных произведений будет позитивным.
Категория: Мои статьи | Добавил: Светлана (01.10.2011) | Автор: Светлана Михайловна
Просмотров: 1381 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Посетители сайта
Статистика сайта
Статистика :
Онлайн :
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Пользователи :
Оценка сайта
Поговорим...

сайт Курковой Светланы Михайловны © 2024

Допускается копирование материалов сайта в сети Internet с обязательным указанием активной ссылки на данный сайт.
На сайте находятся материалы, найденные администратором в сети Internet, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь автором какого-либо материала без указания активной ссылки и/или не рабочей ссылки и/или против его размещения на данном сайте, просьба сообщить об этом администратору сайта .